Махну серебряным крылом

Главная » Люди провинции » Махну серебряным крылом
19 Августа 2019

«Махну серебряным тебе крылом», – легко поётся в песне. Однако за взмахом крыла скрывается труд, который не каждый способен осилить. На этой неделе все, кто связан с авиацией, отмечают профессиональный праздник, поэтому и в нашем номере – статья про лётчика, ранее пилотировавшего бомбардировщики-истребители.

Мой герой Александр Михайлович Комаров вышел в отставку более 20 лет назад, но о своём лётном прошлом вспоминает с удовольствием и рассказывает о нём очень интересно.

В детстве желание стать лётчиком было не мечтой, а твёрдой уверенностью, что так и будет. Александр Михайлович родился и мужал в Красноуфимске. Его мама работала в ШЧ вместе с мамой известной женщины-лётчика Ираиды Вертипраховой. Обе женщины считали, что Саше надо идти в гражданскую авиацию. Однако юноша полагал, что это слишком ответственно, когда за твоей спиной более ста человек пассажиров.

«Лучше отвечать за себя», – решил он и подал документы в Борисоглебское лётное училище, чтобы уже через год, восемнадцатилетним пареньком, самостоятельно водить реактивный самолёт, а в будущем охранять небо страны.

- Раньше Интернета не было, – вспоминает Александр Михайлович. – Я занимался спортивной гимнастикой и считал, что если со здоровьем всё в порядке, если сильный и выносливый, то этого достаточно для поступления. Ведь первый пропуск в небо – железное здоровье. Однако его одного недостаточно. Нужны прочные знания многих дисциплин, и к этому я подготовился: к математике, физике. А когда приехал поступать, то просто обалдел. Медицинскую комиссию проходили два дня, профотбор длился три дня. А задания какие были! Например, на листе формата А4 куча букв без смысла и пробелов. Все буквы «а»нужно зачеркнуть слева направо, а буквы «р» – справа налево. По хлопку – наоборот. И всё на время. Помимо того, что нужно сделать быстро, надо сделать ещё и правильно. В общем, поступление было как стресс.

Да уж, видимо, не зря говорят, что в авиации случайных людей не бывает. Кстати, даже после прохождения вступительных экзаменов, даже пройдя какое-то обучение, существенная часть курсантов отсеивалась по лётной неуспеваемости. То есть теорию полёта они могли знать и на «отлично», но не осваивали технику пилотирования, особенно при выполнении посадки.

- Свой первый самостоятельный полёт не помню. Видимо, волновался. Помню только, как сильно радовался, что сел на землю. Я думаю, этому радуются все. Потом зашёл в курилку и выложил пачку сигарет ребятам, как угощение. Традиция такая была. А в дальнейшем, конечно, нравилось держаться за штурвал и ощущать самолёт, как своё тело: чувствовать нагрузку на ручку, чувствовать реакцию самолёта на свои действия.

Хорошую лётную практику Александр Михайлович наработал в Забайкалье, где служил после училища. Время было относительно мирное, но летали много: тренировки, курсы боевой подготовки, соревнования, фотоохота…

- Всякое бывало – служба есть служба. Правда, без потерь. У меня случай был, который до сих пор помню. Это был мой десятый полёт. Зима. Взлетел, выключил форсаж, а ручку управления двигателем заклинило. Я от неопытности сразу растерялся. Доложил в командно-диспетчерский пункт, и там быстро напряглись. Посадили все самолёты и переключили внимание только на меня. Я лечу к земле. Когда до полосы приземления остаётся четыре километра, мне говорят: «Выключай двигатель!» Я молодой лейтенант, неопытный, сам не знаю, как правильно поступить в сложившейся внештатной ситуации, но спорю в уме, думаю: «Как так?!» И не сумел посадить самолёт с первого раза, только со второго. Потом стали разбираться, из-за чего заклинило ручку управления двигателем. Оказалось, что техник забыл там отвёртку.

Однако суеверий особых не было, как и не было страха погибнуть, не вернуться, разбиться. Наоборот, каждый раз, паря в небе, как птица, с замиранием сердца Александр Михайлович смотрел на горы, реки, облака, ведь в Забайкалье красота необыкновенная, особенно весной, когда повсюду розовым пожаром расцветает рододендрон даурский, или багульник. Леса там – как произведение искусства. Причём вид никогда не бывает одинаковым. Пейзажи завораживают, заставляют задуматься о величии планеты. Наверное, поэтому Александр Михайлович, несмотря на жизненные перипетии, всегда вспоминает свои полёты и ощущение того, как прекрасен этот мир.

Влюблённый в небо, Александр Михайлович уверенно чувствует себя и на земле. После увольнения в запас нашёл себя на «гражданке»: приносил пользу людям, участвуя в тушении пожаров. Сейчас является системным администратором избирательной комиссии города.

- Ну а если снова жизнь начать? Я бы выбрал опять авиацию, самолёты, полёты и профессию Родину защищать.

Юлия Мезенина

Фото из архива семьи Комаровых

Газета «Городок» основана в 1995 году. Концепцию и модель газеты создала Наталья Пашигина.

Все права на материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат ООО «Мыс Доброй Надежды».
Любое использование материалов и новостей сайта допускается только по согласованию с редакцией с обязательной ссылкой на сайт.


РЕКЛАМА:    8 (34394) 7-61-89
СЕКРЕТАРЬ: 8 (34394) 7-58-89
РЕДАКТОР:  8 (34394) 5-14-20

pressagorodok@mail.ru

г. Красноуфимск

ул. Мизерова, 101

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК